|
http://www.glazev.ru/econom_polit/23/
Заключение Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств
и последствий дефолта 1998г.
04 августа 2008г (Отрывок)
«…Даже в самый последний момент, непосредственно перед принятием решений от 17 августа, сохранялась
возможность обойтись без отказа от обслуживания ГКО-ОФЗ, ограничившись реструктуризацией части долговых
обязательств государства, находившихся в собственности Центрального банка Российской Федерации
и аффилиированных с ним банков, и умеренной девальвацией рубля. В рамках этого варианта в случае недостатка
бюджетных средств после реструктуризации части долговых обязательств можно было бы прибегнуть к ограниченной
денежной эмиссии в целях своевременного погашения ГКО - ОФЗ, находившихся в собственности инвесторов,
с переоформлением соответствующих обязательств Правительства Российской Федерации перед Центральным банком
Российской Федерации. Связанное с этим вариантом вероятное повышение цен не превысило бы размеры
инфляционного всплеска, спровоцированного резкой девальвацией рубля вследствие решений от 17 августа.
Не было необходимости в объявлении моратория на осуществление операций капитального характера российскими
банками со своими иностранными партнерами. Платежеспособные российские банки сумели бы сохранить свою
репутацию надежных заемщиков. В отношении банков, утративших свою платежеспособность вследствие убытков
из-за девальвации рубля по форвардным контрактам, могла бы быть оказана избирательная помощь. В любом случае
расходы на эти цели не превысили бы издержки реструктуризации банковской системы после решений от 17 августа.
Не было бы оснований для недобросовестных руководителей банков отказываться от исполнения своих обязательств
перед вкладчиками и клиентами и использовать решения от 17 августа как форс-мажорные обстоятельства
для прикрытия присвоения управляемых ими активов и злонамеренных банкротств.
В этом случае Правительству Российской Федерации удалось бы полностью выполнить свои обязательства перед
инвесторами, избежать банкротства государства по внутреннему долгу и сохранить кредитную репутацию России,
существенно снизить негативные макроэкономические последствия разрешения долгового кризиса. Отрицательные
последствия такого решения свелись бы к некоторым потерям коммерческих банков по форвардным контрактам
на приобретение иностранной валюты и относительно незначительному снижению кредитного рейтинга России.
Но никаких оснований для упреков в отношении неспособности России выполнять свои обязательства при этом
не было бы. Не было бы и столь негативных последствий для населения, экономики и банковской системы страны.
Несмотря на очевидность такого варианта выхода из долгового кризиса, аналоги которого применялись в схожих
ситуациях в других странах, он не был принят во внимание, как и другие альтернативные варианты. Из всех возможных
способов разрешения долгового кризиса был реализован наиболее безответственный в отношении инвесторов,
разрушительный в отношении экономики и болезненный для населения России вариант, повлекший за собой
одновременное банкротство государственной финансовой и банковской систем страны, основательно подорвавший
ее кредитную репутацию, спровоцировавший спад производства и дестабилизацию макроэкономической ситуации,
приведший к резкому снижению уровня жизни населения и другим негативным последствиям, указанным выше.
Учитывая отсутствие каких-либо документов и расчетов, свидетельствующих об обосновании решений от 17 августа
как наиболее эффективного варианта разрешения долгового кризиса с минимальными негативными последствиями
для финансовой системы страны, келейный характер процесса подготовки и принятия решений, пренебрежение
правилами подготовки решений такого рода, непринятие должных мер по предотвращению несанкционированной утечки
информации и возможностей ее коммерческого использования в ущерб государственным интересам, а также факты
передачи информации о готовящихся решениях представителям заинтересованных иностранных и российских
финансовых институтов, Временная комиссия не исключает наличия элементов сговора и злоупотреблений служебным
положением при принятии решений от 17 августа.
Исходя из этого, Временная комиссия считает необходимым продолжение расследования обстоятельств принятия
решений от 17 августа силами правоохранительных органов в целях выявления возможных фактов использования
информации о готовящихся решениях в коммерческих интересах и в ущерб интересам государства, передачи
конфиденциальной информации представителям иностранных и российских финансовых организаций, а также уточнения
реальных мотивов принятия решений от 17 августа, активного участия в их подготовке А.Б. Чубайса и Е.Т. Гайдара,
приглашенных в качестве “экспертов”.
Основываясь на вышеизложенном, Временная комиссия пришла к выводу, что решения Правительства Российской
Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа повлекли за собой катастрофические
последствия для экономики и финансовой системы России, обесценение доходов и сбережений миллионов людей,
нарушения их гражданских прав и в соответствии с обстоятельствами подготовки и принятия этих решений должны были
бы рассматриваться как тягчайшие преступления против общества и государства.
В связи с этим Временная комиссия считает возможным, чтобы члены Совета Федерации, члены Временной комиссии
направили Генеральному прокурору Российской Федерации текст заключения Временной комиссии в порядке
реализации права, предусмотренного статьей 13 Федерального закона “О статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
Временная комиссия предлагает Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обратиться
к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации с просьбой принять меры к тому, чтобы
лица, участвовавшие в подготовке и принятии решений от 17 августа, не могли более занимать никаких должностей
ни на государственной службе, ни в организациях, в которых имеется доля государственной собственности...»
Полный текст см. здесь.
|